В начала декабря 2021 года Верховный суд рассмотрит дело, в котором суд может определить объем дополнительных гарантий, которые предоставляются российским гражданам и организациям, в отношении которых действуют иностранные экономические санкции и ограничения. Соответствующие положения АПК представляют таким лицам, в определенных случаях, право передать спор с иностранным контрагентом в российский суд и просить российский суд запретить иностранному контрагенту ведение судебного или арбитражного разбирательства против соответствующего лица в другом государстве.
Верховному суду предстоит решить обладают ли такими правами только те лица, которые в результате применения к ним санкций фактически лишены права на доступ к суду в соответствующем государстве (например, не могут привлечь юристов), или любые лица, в отношении которых в соответствующем государстве действуют санкции или ограничения.
В деле Уралтрансмаш против PESA Bygdoszcz спор возник в связи с договором на проектирование и поставку трамваев, предусматривающим разрешение споров в арбитраже по правилам Арбитражного института Стокгольмской торговой палаты с местом арбитража в Стокгольме. Ответчик в российском разбирательстве — PESA Bygdoszcz – инициировал арбитраж, утверждая, что Уралтрансмаш нарушил условия договора. В отношении Уралтрансмаша действуют «секторальные» санкции ЕС, ограничивающие его доступ к определенным формам финансирования. Уралтрансмаш обратился в российский суд с заявлением о запрете PESA Bygdoszcz продолжать арбитражное разбирательство.
Рабочая группа Российской Арбитражной Ассоциации представила заключение amicus curiae в Верховный суд, в котором анализируется влияние экономических санкций на арбитраж в ряде ключевых юрисдикций, включая Англию, Гонконг, США, Францию и Швейцарию. Вы можете ознакомиться с заключением здесь.